- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СФЕРЕ ФИНАНСОВ
- (англ. professional financial ethic) – специализированный свод нравственных норм и правил, которыми должны руководствоваться в профессиональной деятельности работники сферы финансов (см. Финансовая система). П.э. в с.ф. существует наряду со всеобщими принципами морали и характеризуется специфич. нормами поведения человека в его конкретной деятельности. Эти специфич. нормы включают, с одной стороны, этические основы профессионализма, к-рые должны последовательно реализовываться во взаимоотношениях специалистов с обслуживаемой клиентурой; с другой – этические нормы поведения профессионала-руководителя со своими подчиненными. П.э. в с.ф. требует от работника неподкупности, принципиальности в отстаивании истины, верности долгу, уважительного отношения к партнеру. Достоинство, ответственное отношение к порученному делу, добросовестность, высокая исполнительность, авторитетность (ни в коей мере не переходящая в авторитаризм), профессион. активность, готовность к восприятию критики и пересмотру ошибочных утверждений в совокупности с вежливостью и внимательностью по отношению к клиентам, порядочностью и коммуникабельностью, умением избегать ненужных конфликтов, прислушиваясь к разумным доводам оппонента, – все это определяет поведение работника в финанс. сфере деятельности. Свод этических норм и правил закрепляется, как правило, в кодексе – разрабатываемом профессионалами документе, добровольно принимаемом финансовым сообществом. Кодекс предписывает нравственные нормы взаимоотношений между людьми, к-рые представляются оптимальными. Поскольку в каждой из конкретных областей финанс. деятельности (бюджетной, налоговой, страховой, бухгалтерской, банковской и т.д.) имеется своя специфика, кодексы разрабатываются применительно к ним. Так, для кодекса работника страхования характерными должны быть нормы и правила поведения, вызывающие у клиента доверие и ощущение психологического комфорта, не допускающие недобросовестной конкуренции между коллегами по бизнесу, ориентированные на социально-психологич. методы формирования корпоративной культуры отношений с клиентом. Неприветливость, невнимательность, грубость и высокомерие специалиста при общении с клиентом способны вызвать у него желание отказаться от услуг данной страховой компании. Преобразования, происходящие в финанс. сфере деятельности, привели не только к пересмотру содержания, стиля и методов управления финансами, но и к созданию П.э. в с.ф., основ. на гуманистич. идеалах. Необходимость разработки кодексов П.э. в с.ф. первыми поняли аудиторы и банкиры. Профессион. обсуждение ими этических норм поведения привело к тому, что аудиторские фирмы и банки начали разрабатывать для своих работников правила поведения, кодексы чести и подобные своды правил. Банкиры в 1992 на II съезде Ассоциации российских банков (АРБ) приняли кодекс чести банкира. Свои кодексы поведения приняли и др. профессион. группы финанс. сферы деятельности (финансовые менеджеры, страховщики, оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.п.). Нормы П.э. в с.ф. относятся к морально–нравственным отношениям, тем не менее они тесно связаны с правовыми нормами, составляющими содержание финансового законодательства. Именно нарушения финанс. законодательства в разных его частях порождают коллизии морально-нравственного характера. П.э. в с.ф. призвана определять нормы поведения, препятствующие нарушению финанс. законодательства или в крайнем случае диктующие достойный выход из ситуаций, ставящих профессионала в положение правонарушителя (см. Правонарушения в финансовокредитной сфере).
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.